Случится это в рамках спектакля с обманчиво романтичным названием «На рассвете». Премьера состоится 28 февраля на Малой сцене Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева.
В основе постановки – фильм Роберта Олдрича «Что случилось с Бэби Джейн?» (1962). Это история о двух сёстрах, смертельно ненавидящих друг друга. Белокурая Джейн была популярнейшим актёром-ребёнком, но совершенно не состоялась как взрослая актриса. Брюнетка Бланш, напротив, стала звездой Голливуда – но её карьеру перечеркнула автокатастрофа, навсегда приковавшая женщину к инвалидному креслу. Отныне сёстры вынуждены вместе доживать свой век в лос-анджелесском особняке. Такова завязка; дальнейшее действие постепенно дрейфует от патологической драмы к чистому триллеру. Роли сестёр исполнили Бетт Дэвис и Джоан Кроуфорд.
В отличие от другой истории о теневой стороне голливудских холмов, «Бульвара Сансет» Билли Уайлдера, «Бэби Джейн» на нашей сцене воплощения (по крайней мере, заметного) пока не находила. В санкт-петербургском ТЮЗе над ней работает Тимур Кулов. В последнее время это имя всё более и более на слуху: весной он получил спецпремию жюри «Золотой Маски» за спектакль «Приключения Рустема» (Казанский ТЮЗ им. Г. Кариева), а в декабре был удостоен именного фестиваля во Пскове.
«Бэби Джейн» – прежде всего, актёрская история. По словам режиссёра, взяться за этот материал ему помогло наличие в труппе двух больших актрис – Антонины Введенской (Джейн) и Татьяны Ткач (Бланш). «В них самих есть те героини, которых они воплощают, – очень разные, с “червоточинами”, с грехами своими. В каждой есть энергия, так или иначе, энергия этих героинь. И они прожили достаточно долгую жизнь в театре», – комментирует свой выбор Тимур Кулов. Компанию им составляет молодёжь, недавно принятая в коллектив, – Дарья Малахова и Глеб Борисов.
Действие оставлено «в эпохе», озвучено джазом 1930-х (на эти времена пришлась молодость главных героинь) и вообще стилизовано под Золотой век Голливуда. Авторы спектакля подчёркивают: речь идёт именно о стилизации, а не о дословной адаптации. Темпоритм взят современный, а с точки зрения содержания постановка далеко ушла от сценария Лукаса Хеллера. Достаточно сказать, что основной локацией сделан не особняк, как в фильме, а заброшенный кинотеатр «Маджестик» на 1500 мест (художник – Николь Кламперт, художник по свету – Ирина Вторникова). Ёмкий образ одновременно отсылает к кинематографической теме и настраивает на меланхолические мысли о бренности сущего.
«Эта история про скоротечность и иллюзию любого успеха. Да и про скоротечность жизни, которая стремительно заканчивается, и ты вдруг осознаешь, что уже не молод и всё позади, – говорит режиссёр. – Тема обмельчания и безвозвратно потерянный масштаб творца (личности в искусстве), наверно, самая главная для меня в этой истории! Всё как-то обмельчало! Всего много, но всё мелко! И это уже не мир актрис золотой эпохи Голливуда!»
Фото: соцсети ТЮЗа им. А. А. Брянцева
Источник: journal.theater