В Театре им. Евг. Вахтангова сыграют Достоевского как пьесу на четверых

В Театре им. Евг. Вахтангова сыграют Достоевского как пьесу на четверых

Премьера спектакля «Идиот» состоится 4 марта. 

Если говорить о современной сценической жизни пятикнижия Достоевского, то «Идиот» в ней занимает середину: к нему обращаются чаще, чем к «Подростку», но реже, чем к «Преступлению и наказанию», «Бесам» и «Братьям Карамазовым». Из премьер последних лет можно назвать спектакли Андрея Прикотенко в новосибирском «Старом доме», Петра Шерешевского в «Приюте комедианта», Андрея Житинкина в Малом театре, а также мюзикл московского Рэп-театра (режиссёр – Захар Насакин), причём первая из этих постановок вышла ещё до пандемии. 

Так обстоят дела сегодня. А вот, например, для эпохи оттепели роман стал путеводной звездой; в историю вошли спектакли Георгия Товстоногова в БДТ им. М. Горького и Александры Ремизовой в Театре им. Евг. Вахтангова. Как гордо отмечают в театре, партия Настасьи Филипповны и вовсе получила местную «прописку»: Юлия Борисова из спектакля Ремизовой сыграла ту же роль и в экранизации Ивана Пырьева (1958), а без малого полвека спустя Владимир Бортко для своего сериала (2003) также нашёл Настасью Филипповну в вахтанговской труппе – это была Лидия Вележева. 

Новую версию ставит Владислав Наставшев – режиссёр, художник, музыкант, специалист по тонким материям и автор спектакля «Повесть о Сонечке», до сих пор остающейся предметом зрительского ажиотажа. Делиться подробностями будущей постановки театр не спешит, сам режиссёр в анонсах рассуждает о полифоничности Достоевского. В частности, он заостряет внимание на том, что Мышкин – не только действующее лицо, но и «зритель разворачивающейся перед ним драмы, в которой другие герои – актёры. Играя свои роли, они втягивают Мышкина в своё действие, и он становится “идиотом” в том смысле, что перестаёт отличать правду от вымысла, свою правду – от чужой игры». Каждый из персонажей, таким образом, не только манифестирует собственное моральное превосходство, но и претендует на авторскую позицию – вследствие чего и образуется знаменитая полифония. 

«В этом хоре голосов Достоевский стремится услышать и предугадать будущие судьбы своей страны и её людей. “Идиот” – это, конечно, роман о России», – заключает Наставшев. Примечательно, что на практике этот «хор» будет ужат до квартета: Князь Мышкин (Константин Белошапка), Настасья Филиповна (Анна Дубровская), Парфён Рогожин (Павел Юдин) и Аглая Епанчина (Полина Рафеева). Тем не менее, высказывание обещает быть масштабным – играть его будут на Основной сцене, а ожидаемый хронометраж превышает 3,5-часовую отметку. 

Наставшев в постановке, как обычно, и режиссёр, и автор инсценировки, и художник. Помогает ему давняя команда единомышленников: художник Валерия Барсукова, художник по костюмам Майя Майер и композитор-мультиинструменталист Иван Лубенников. За свет отвечает Руслан Майоров, за видеопоток – Ася Мухина.

Фото: соцсети Театра им. Евг. Вахтангова

Источник: journal.theater